Выдержки из документов
о порядке проведения итоговой аттестации и вступительных испытаний для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об образовании»
от 10.07.1992 N 3266-1 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2007)
Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса.
4. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена. Иные формы проведения государственной (итоговой) аттестации могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования.
Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения.
3. Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования принимаются:
дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.
Выдержки из документов
о порядке проведения итоговой аттестации и вступительных испытаний для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 26.07.1996 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2007)
Статья 11. Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием .
3. Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения принимаются:
дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях.
Выдержки из документов
о порядке проведения итоговой аттестации
и вступительных испытаний
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ПОЛОЖЕНИЕ
о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования
(Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. № 362; зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2009 г., регистрационный № 13065.)
Государственная (итоговая) аттестация в форме государственного выпускного экзамена проводится для обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.
Для указанных категорий выпускников государственная (итоговая) аттестация может по их желанию проводиться в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание обеих форм государственной (итоговой) аттестации. Выбранные выпускником форма (формы) государственной (итоговой) аттестации и общеобразовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в заявлении.
Государственный выпускной экзамен для выпускников с ограниченными возможностями здоровья организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей выпускников и состояния их здоровья.
Выдержки из документов
о порядке проведения итоговой аттестации
и вступительных испытаний
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ПОРЯДОК
приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования
(Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2009 г. № 442 (зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2009 г., регистрационный № 15495)
I. Общие положения
3.4. Приём граждан с ограниченными возможностями здоровья (лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии: глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других, в том числе детей-инвалидов, инвалидов) может осуществляться как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI настоящего Порядка.
8. Категории граждан, которые имеют право поступления в государственные и муниципальные высшие учебные заведения без вступительных испытаний, вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, преимущественное право на поступление, определены законодательством Российской Федерации.
III. Организация информирования абитуриентов
21. До начала приема документов приемная комиссия высшего учебного заведения объявляет следующее:
21.1. Не позднее 1 февраля:
особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья
IV. Прием документов от поступающих
29. Лица, имеющие особые права при поступлении в высшие учебные заведения, установленные законодательством Российской Федерации, представляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию соответствующих документов при подаче заявления.
Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления представляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию одного из следующих документов:
заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
справку об установлении инвалидности, выданную федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании"6 право на прием в высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, представляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию справки об установлении инвалидности и заключения об отсутствии противопоказаний для обучения в высшем учебном заведении, выданные федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
VI. Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья
55. Граждане с ограниченными возможностями здоровья в случае отсутствия у них результатов ЕГЭ сдают вступительные испытания, определенные вузом в соответствии с Перечнем вступительных испытаний, и дополнительные вступительные испытания (в случае их наличия в вузе) в форме, установленной вузом самостоятельно, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности) таких поступающих.
56. Вступительное испытание по русскому языку может проводиться в формах сочинения, изложения или диктанта.
57. При проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований:
вступительные испытания проводятся в отдельной аудитории, количество поступающих в одной аудитории не должно превышать: при сдаче вступительного испытания в письменной форме - 12 человек; при сдаче вступительного испытания в устной форме - 6 человек. Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего количества поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания;
продолжительность вступительных испытаний по желанию поступающих может быть увеличена по отношению ко времени проведения ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету, но не более чем на 1, 5 часа;
присутствие ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);
поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;
поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами;
материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
а) для слепых:
задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом (размер 16 - 20);
по желанию поступающих все вступительные испытания могут проводиться в устной форме.
Документы, регламентирующие проведение ЕГЭ в 2010 году для детей с ОВЗ
Регистрация на ЕГЭ – 2010 выпускников с ОВЗ
Бланки ЕГЭ – 2010. Правила заполнения
Государственный выпускной экзамен